четверг, 29 сентября 2011 г.

Пододы к уходу за ребенком до года. Отношение к плачу

 Эти 2 месяца в поисках ответов на многочисленные вопросы я знакомилась с различными теориями по уходу за ребенком в его первые месяцы жизни. Как часто кормить, можно ли перекормить грудным молоком, когда установится режим еды и сна, давать ли воду, приучать ли к соске и т.п. Самое животрепещущее - как относится к плачу - оставлять ли в кроватке одного или носить  на руках,  если ничего другое не помагает, успокаивать ли "грудью" или дать поплакать. Сколько специалистов по детям, столько мнений по этим вопросам. За неимением опыта  влючается целый диапозон чувств и эмоций, и не всегда просто выбрать свой путь, который будет оптимальным для ребенка и приемлемым для мамы..

Сделаю небольшой обзор по собранной информации. Поскольку написанного много, то разделю на 2 части, сначала более "жесткие" подходы, а во второй части пройдусь по более "гуманным".

Первая в моем обзоре - некогда невероятно популярная книга американского педиатра Бенджамина Спока "Ребенок и уход за ним" (Baby and Child Care), опубликованная в 1946 и имевшая 8 переизданий. Она стала Библией для родителей США, Европы и Советского Союза. Книга содержит в себе много крайне нужной информации, в которой очень нуждались наши мамы и папы, ведь Интернет на тот момент еще не изобрели. Однако с точки зрения текущих подходов Спока считают безнадежно устаревшим и вообще-то черствым по отношению к детям. Ходят слухи, что своими детьми он вообще не занимался, ему было интереснее писать очередную книгу, чем менять пеленки. Читаю: на первых страницах - "доверяйте своей интуиции", "вы знаете больше, чем думаете", "до 3х месяцев избаловать ребенка невозможно", дальше еще про то, что не стоит настолько упираться в режим, ребенок за первые месяцы сам выберет себе оптимальный режим, который в итоге и сведется к 5-6 кормлениям в день. Подумалось,"так что же тут плохого, все правильно человек пишет". Но потом автор как-будто испугался своих излишне смелых высказываний и перешел к подробному описанию режима (кормить каждые 3 часа), способам отучения от ночных кормлений (если ребенок плачет ночью т.к. хочет есть, то пусть поплачет 20-30 минут, может быть он уснет. Ночью, 20-30 минут, ага. А если через 20-30 минут не уснул, то попробуйте дать ему воды). Утверждения типа "не страшно, если ваш ребенок поплачет 40 минут до рвоты, вырванное потом подотрете" совсем отпугивают современных родителей. По Споку ребенок большую часть времени проводит в кровати, завернутый в пеленку, с соской во рту, и подходить к нему вне режима не обязательно. Вот такое складывается впечатление по сравнению с тем, что пишут современные авторы. Но это сейчас, а тогда книга звучала совсем по-другому. Сейчас не верится, но книга Спока приобрела популярность  не благодаря обилию нужной информацию (чего у нее не отнять), а "революционному"! подходу. В первой половине 20-ого века  было нормой держать детей в ежовых рукавицах, не проявлять излишней сентиментальности и слишком уж носиться с ребенком - если накормлен и сух, то пусть лежит в кровати (или коробке). Все очень боялись избаловать и приучить к рукам. И вот эти скромные 5 страниц, на которых Спок пишет об интуции родителя и о том, что ребенку нужна любовь и что не стоит бояться избаловать младенца, и являются основной причиной бешеного успеха его книги. Именно эти страницы цитировали другие авторы, ссылающиеся на Спока.

Следующий - Доктор Комаровский Е.О., врач-педиатр из Харькова, который сейчас уже известен практически на всем пост-советском пространстве. Поскольку я училась в одной группе с его сыном, то о существовании такого врача знала еще тогда, когда о детях совсем не думала, и когда только вышла его первая книга. Большая часть подходов Комаровского мне очень близка - ежедневное плавание в большой ванне для грудничка, больше времени на свежем воздухе, закаливание вместо кутания, лечение без ненужных медикаментов и т.д. Если бы все родители прислушивались бы к Комаровскому, здоровых детей стало бы в разы больше. Однако не всем легко принять его принципы - кому страшно (маленький ребенок в +15 градусов и без шапочки), кому тяжело пойти наперекор своим родителям, кому лень. А еще предполагаю, что местами сложно понять, как эти принципы применять на своем ребенке, ведь он же ведет себя не совсем по книжке. Когда читаешь, "Ребенок на свежем воздухе много спит, отправили ребенка "гулять" на балкон, а сами занимаетесь своими делами. Неопрятная мама, отсуствие ужина мужу и грязная квартира могут быть только если либо мама заболела, либо ребенок, а так будьте добры обеспечить, ведь ребенок же столько спит, значит столько свободного времени.", начинаешь чувствовать себя мягко говоря невезучим. Ведь вместо того, чтобы мирно спать на свежем воздухе, ребенок кричит до покраснения и посинения весь день. Другие принципы, которые больше применимы к средне кричащим детям, но которые сложнее применять к тем, кто кричит много и громко - не кормить дольше 20 минут (10-20 минут - это кормление, дальше - висение на груди), кормить по требованию, но не чаще, чем раз в 2,5 часа, не укачивать (а то придется еще долго качать), не спать совместно с ребенком (а то отец непотерпит ребенка в своей постели и в итоге сбежит из семьи), не бежать успокаивать, давать поплакать в кроватке, - тоже вроде бы как и согласна - в теории, а на практике мамам сложно быть настолько жесткими, чтобы независимо от того, какой ребенок и какие у него потребности в успокоении, гнуть свою линию "по Комаровскому". Некоторые моменты в книге противоречат друг другу. Да, Комаровский любит поразглагольствовать, поэтому не до всех доходит, что же именно он хотел сказать. Например, все педагогически мероприятия применять в дневное время суток, т.е. не ночью. Но вот тут, если следовать принципам ЕОК, получается тупик -  что тогда делать с ночным плачем, если и воспитывать (т.е. давать поплакать) нельзя - все родственники и соседи проснутся, но и все остальное тоже запрещено - держать у груди, спать рядом, укачивать, ну а соску ребенок не берет (по Комаровскому в соске нет ничего плохого, но если не берет, то и чудненько). В общем, у многих родителей, которые отвергли принципы Комаровского, возможно сложилось впечатление, что это совсем не для их ребенка. А жаль. Что касается подхода к плачу у Комаровского, можно посмотреть соотвествующую передачу. В принципе  подход вполне логичный. Если ребенок беспричинно плачет (не от голода или боли), то это просто у него инстинкт такой, чтобы его вовремя нашли и подхватили, иначе сам он не выживет. Если этот инстинкт поддерживать, не давать совсем плакать, то плакать будет еще многие месяцы. Если же оставлять на некоторое время плакать, то инстинкт постепенно будет угасать. Кроме того во время плача развиваются легкие и сердце, а также хорошо промывается нос. Никакого физического вреда ребенку от плача не будет. А вот психологического?

Австралийская известная врач Margaret Stephenson Meere, автор книги Baby's first 100 days, утверждает, что нужно расценивать плач именно как физический опыт ребенка, а не психологический. Она пишет, что вы можете давать ребенку плакать столько, сколько можете это сами вытерпеть. Иногда детям просто необходим плач - это способ снятия напряжения. Женщины хорошо знают, как полезно иногда выплакаться, мужчинам, к сожалению, такое не всегда позволительно. В общем, по мнению Маргарет, без плача ребенку не обойтись, поэтому родителями надо приучать себя к тому, чтобы легче это переносить, ведь сколько еще будет этого плача. Она предлагает начинать "тренировки" утром, когда физических и моральных сил больше. Намечаете себе достаточно важное дело (помыться, помыть пол в комнате, где обитает младенец, приготовить еду) и оставляете сытого спокойного ребенка в кроватке. Если начинает плакать, игнорируете пока не закончите дело. Другой полезный совет Маргарет - ребенок плачет от переизбытка информации, от перенапряжения, он устал, но еще не умеет успокаивать себя и засыпать самостоятельно.  Родители должны в течение первых месяцев помочь ему научиться засыпать. Если продолжать носить и качать плачущего ребенка, передавать его друг другу как эстафетную палочку, то велика вероятность, что уснуть это ему не поможет, а только наоборот - напряжение и усталость будут только возрастать. Поэтому если ребенок и на руках не успокаивается, прекращайте его мучать, положите в кроватку и дайте полежать самому, без лишних воздействий и раздражителей.

Пока остановлюсь. Остальное немного позже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий